Что такое вид представления. Основные объекты и приемы управления WINDOWS. Файлы и папки
Образы представления классифицируются по нескольким основаниям: виду анализаторов, включенных в процесс формирования образа; степени обобщенности образов; степени волевых усилий, необходимых для формирования образа; продолжительности сохранения образов и др.
По виду анализаторов , включенных в процесс формирования образа, выделяют зрительные, слуховые и двигательные представления.
Зрительные представления воспроизводят форму, габариты, цвет объекта. Вместе с тем в зрительных представлениях обычно выделяется какой-нибудь один параметр объекта, чаще всего связанный с постоянным занятием индивида. Например, архитектора, идущего по городу, элементы архитектуры будут привлекать больше, чем его спутника, не имеющего непосредственного отношения к градостроению. Соответственно, все это отразится и на содержании образов представления этих людей. В образах представления у архитектора будут лучше и больше представлены детали, имеющие отношение к архитектуре.
Рисунок 8.1 – Классификация представлений
Слуховые представления воспроизводят тембр, фонетику и интонацию звуковых объектов. Качество и содержание этих образов также обусловлено характером профессиональной деятельности.
Двигательные представления воспроизводят движение какой-либо части тела. Такие представления вызывают сокращения соответствующих
групп мышц. Экспериментально установлено, что если каким-то образом нейтрализовать такие мышечные сокращения, то и представления становятся невозможными. Подобная картина наблюдается и в отношении речи: стоит представить себе процесс произношения какого-нибудь слова, как это вызывает мышечные сокращения в области гортани.
Единичные представления – это образы определенных конкретных объектов, в то время как общие представления – это обобщенный образ целой группы однородных объектов. Например, образ легкового автомобиля
– это обобщенный образ представление, образ своего собственного автомобиля – это единичный образ представления.
Произвольные и непроизвольные представления различаются тем, что возникают они сами по себе или по желанию индивида с участием воли. Например, направляясь на деловую встречу, человек осознанно старается представить будущую ситуацию на основе имеющейся у него информации о составе участников, их интересах, помещении, где должна состояться эта встреча и др. Сформированное в результате представление будет произвольным. А вот образ представления о состоявшейся встрече, возникший в сознании человека помимо его желания при отходе к ночному сну – это непроизвольное представление.
По продолжительности существования выделяют кратковременные и долговременные представления.
Кратковременные представления обеспечивают текущую деятельность, они существуют в течение долей секунд. Например, в процессе произнесения фразы возникает кратковременное представление, помогающее построить эту фразу.
Оперативные представления существуют до конца решения задачи.
Долговременные представления сохраняются в долговременной памяти, периодически используются. Они являются, как правило, профессиональными представлениями. Например, у специалиста по ITтехнологиям такими представлениями будут: программа, алгоритм, интерфейс, принтер, компьютер и др.
45. Индивидуальные особенности представлений .
Индивидуальные особенности представлений проявляются в преобладании какого-либо представления, которым люди обычно пользуются при воспроизведении образов объекта. Как правило, человек не задумывается над тем, какой вид представлений является у него ведущим. Между тем информированность об этом может оказать существенную помощь в овладении какими-то знаниями, в успешном исполнении профессиональной деятельности, в обеспечении взаимопонимания при деловом общении и др. Так, если ведущим видом представлений у индивида являются:
– слуховые представления , то воспроизводимый образ объекта всплывает в его сознании преимущественно в виде звучания слов (например, при подготовке к экзамену студенту-аудиалисту существенную помощь окажут возникающие у него звуковые образы представления в виде фрагментов лекций, воспроизводимых голосом лектора);
– зрительные представления , то при воспроизведении материала предмета к нему на помощь приходят наглядные картины (фрагменты страниц конспекта или учебника);
– двигательные представления , то, стараясь запомнить или воспроизвести объект, индивид подключает какие-либо двигательные акты (мысленное проговаривание, кинестетические действия и др.).
У человека может быть и несколько ведущих видов представлений. Динамика представлений в процессе индивидуального развития
человека еще не изучена в достаточной степени. Накопленные к настоящему времени экспериментальные данные показывают, что:
- первые представления у человека появляются примерно в возрасте полутора лет;
- к двум годам быстро развивается слухо-двигательные и речевые представления. Обеспечивающее быстрое освоение речи;
К 5-6 годам должное развитие получают зрительные представления (ребенок познает мир больше через наглядные образы).
Представления можно развивать. Для этого необходимо накапливать перцептивную информацию в определенной области. Нельзя, к примеру, вызвать представление о возможной причине неисправности телевизора, если человек никогда не изучал его устройство и принцип действия.
46. Сущность речи и языка и их роль в жизнедеятельности человека.
Чаще всего, когда хотят подчеркнуть совершенство человека как представителя живого мира, называют его владение речью.
Как психический познавательный процесс речь позволяет человеку:
– взаимодействовать с другими людьми при решении различных проблем повседневной жизни:
– получать и использовать на практике актуальную информацию, которая недоступна процессам чувственного познания ощущению и восприятию (правила поведения, нравственные ценности, закономерности природы и психики и др.);
– изучать историю жизни на планете;
– обогащать свои знания опытом предшествующих поколений;
– обмениваться информацией с другими людьми.
Речь – это процесс практического использования языка в целях общения человека с другими людьми. Речь и язык – это не одно и то же. Речь
– это процесс общения, а язык – средство общения. Речь реализуется с помощью языка. Как средство общения язык при этом играет роль условных символов (знаков), принятых в данной общности людей. Речь озвучивает, «оживляет» языковые символы. Речь не может существовать без субъекта общения. Язык же может существовать и развиваться сложными образованиями и имеют определенную структуру, которая обеспечивает их нормальное функционирование.
Одним из общих элементов речи и языка является слово. В языковом аспекте можно сказать, что слово – это минимальный элемент (единица) языка, который может быть использован автономно в устной или письменной речи. Язык устанавливает за каждым словом конкретную смысловую нагрузку – значение . Значение слова есть, то что думает человек услышав это слово или увидев его в письменном виде.
Взятое в отдельности, слово представляет человеку то, что за ним стоит в обобщенном виде. Так, за словом «театр» в сознании человека воспроизводятся образы театров, в которых он сам бывал, о которых слышал или которые видел по телевизору.
Употребленное в речи совместно с другими, слово приобретает смысловое значение в соответствии с контекстом.
Контекст – это те окружающие слова, фразы, предложения, фрагменты разговора или даже ситуации общения, которые придают данному слову конкретное значение. Возьмем, к примеру, такой вопрос:
«Каково твое впечатление об этом театре?». Если вопрос задает один любитель-театрал другому, то значение слова «театр» относит собеседников к конкретному театру, приехавшему на гастроли в их город. Если же этот вопрос относится к участнику межличностного конфликта в трудовом коллективе, то значение слова «театр» окрашивается негативным чувством, связанным с неприятным событием социально-психологического плана – скандалом.
Таким образом, значение слова, имеющееся в уме одного из собеседников, должно быть передано партнеру по диалогу без искажений. Это и обязывает участников разговора позаботиться о помещении слова в контекстные рамки, ограничивающие уровень обобщенности этого слова.
47. Структура языкаи речи .
Структура языка включает в себя три основных элемента: фонемы, морфемы и грамматику.
Фонемы – это звуки, последовательное произношение которых приводит к образованию слов. Нарушение последовательности фонем или их замена приводят, как правило, к изменению значений слов. Например, в слове «кот» имеется три фонемы – «к», «о» и «т». Поставив фонемы в обратном порядке, получаем слово «ток» с совершенно иным значением. Тот же эффект будет, если заменить в слове «кот» последнюю фонему на «д».
Морфемы – это наименьшие лингвистические единицы, которые присущи значения. Они могут использоваться в языке либо самостоятельно («ад», «я», «однако»), либо в совокупности с другой морфемой («при»- открылся, «над»-стройка»). Морфемы могут быть как однофонемные, так и многофонемные.
Грамматика – система правил, по которым на данном языке строятся предложения (фразы). Благодаря соблюдению этих правил люди могут общаться, понимая истинный смысл сказанного. Грамматика имеет два аспекта - синтаксический и семантический.
Синтаксический аспект обеспечивает язык правилами соединения слов в предложении таким образом, чтобы правильно воспринимать их содержательную сторону. Сравним предложения «Четырнадцатое февраля – день Святого Валентина» и «Святого Валентина – четырнадцатый день февраля».
Семантический аспект связан с изучением значений слов в любом из их проявлений. Так, присоединение к слову «нести» морфем «от», «под», «у» существенно изменят смысловое значение этого слова.
К элементам функциональной структуры речи относятся речевые акты. Речевой акт – это выраженное словами сообщение, цель которого либо передача информации, либо стимулирование к действию. Наиболее распространенными речевыми актами являются декларативы, директивы, экспрессивы, репрезентативы, комиссивы.
Декларативный акт – это речевое действие, состоящее в сообщении (декларации) собеседнику информации с целью существенного изменения текущей ситуации. Например, взрослая дочь заявляет родителям: «Я выхожу замуж».
Директивный акт – это речевое распорядительное действие, вынуждающее собеседника выполнить то, что ему говорят. При этом распоряжение может быть выражено прямо или косвенно. Например,
заявление преподавателя нерадивому студенту: «Прошу вас больше не опаздывать на мои занятия» – это прямой директивный акт . Когда же сотрудник лаборатории говорит своему коллеге: «Сквозняк», имея при этом в виду не передачу информации, а скрытое требование прикрыть дверь или окно, – то это будет косвенный директивный акт.
Экспрессивный акт – речевое действие, ориентирующее собеседника на свободное, раскрепощенное поведение в данной ситуации. Например, хозяин говорит гостям: «Чувствуйте себя как дома».
Репрезентативный акт – это речевое действие, выделяющее объект среди подобных. Например, слова учителя истории об известной личности: «Он один из тех, кто достиг своей цели».
Комиссивный акт – это речевое действие, состоящее в принятии говорящим на себя каких-то обязательств. Например, в известном мультфильме мыши в очередной раз заявляют коту Леопольду: «Мы больше так не будем».
Современные компьютеры невозможно себе представить без наличия в них операционной системы - средства взаимодействия между пользователем и компьютером (программами и «железными» компонентами). Сегодня их можно насчитать десятки. Рассмотрим вопрос о том, что собой представляют главные объекты операционной системы на примере ОС Windows.
Форма организации взаимодействия между пользователем и операционной системой
На современном этапе развития компьютерной индустрии большинство разработчиков ОС используют методы объектно-ориентированного программирования и графические интерфейсы, позволяющие максимально упростить работу пользователя или обеспечить быстрый доступ к необходимой информации или настройкам.
Если ранее применялись ОС с пакетным вводом данных, когда нужно было задавать системе исполнение определенной команды путем ее ручного ввода, сегодня, благодаря наличию графического интерфейса, такая задача существенно упростилась. Пользователь не вводит команды, а нажимает кнопки для организации какого-то события, активации процесса, подтверждения исполнения программ, изменения настроек и т. д. Но какие же существуют объекты операционной системы, какую роль они исполняют, каковы их свойства, какие действия с ними можно производить? Рассмотрим основные понятия.
Основные объекты операционной системы
В свое время корпорация Microsoft при разработке первой версии Windows отказалась от использования организации работы, применяемой в DOS-системах. Само название ОС Windows свидетельствовало о том, что она состояла из окон в графическом представлении, что позволяло использовать так называемый режим многозадачности с быстрым переключением между программами, параметрами и настройками. Однако даже не в окнах суть.
Сегодня можно найти множество различных классификаций, однако в самом широком понимании объекты операционной системы можно представить в виде следующего списка:
- графический интерфейс («Рабочий стол», окна, панели, меню, ярлыки и пиктограммы, переключатели, кнопки, интерактивные оболочки);
- файловая организации файлов и каталогов);
- приложения и документы (исполняемые элементы, программы или их совокупность, файлы, созданные в программах).
Интерфейс
Одно из главных мест отводится интерфейсу. Первое, что видит пользователь после старта ОС, - «Рабочий стол» и «Панель задач», на которых размещаются кнопки, ярлыки и другие вспомогательные элементы. Свойства объектов этого типа таковы, что с их помощью можно получить доступ практически ко всем функциям и возможностям ОС.
Особое внимание в этом плане отведено кнопке «Пуск» и вызываемому при нажатии на нее одноименному меню. Здесь расположено большинство ссылок на программы и основные настройки. Обратите внимание, что физически приложения находятся в другом месте, а в меню присутствуют только ярлыки, представленные в виде названий приложений или настроек с пиктограммами.
Пиктограммы или иконки как объекты операционной системы представляют собой небольшие графические изображения. Отличие ярлыков от пиктограмм состоит в том, что ярлыки, кроме названия программы или имени файла, описывают еще и некоторые свойства приложений, настроек или документов, а также указывают на месторасположение самого файла, подлежащего открытию. Для описания файлов используется еще указание на программу, с помощью которой его и можно открыть.
Меню являются средствами выбора действий пользователя. Условно их можно разделить на основные и контекстные (те, которые вызываются правым кликом). Однако организация основных меню входит в состав объектов, называемых окнами. И меню можно отнести также к элементам управления, поскольку именно в них пользователю предлагается выбор определенного действия.
Окна: разновидности и доступные операции с ними
Окна - это основные объекты (Windows или любой другой компьютерной ОС). В них имеется основное пространство, где отображается информация, или, как его еще называют, рабочая область. Также представлены специальные панели с основными меню, содержащими наборы команд или действий, кнопки быстрого доступа к тем или иным функциям, линейки прокрутки и т. д.
Действия с объектами операционной системы этого типа состоят в том, что их размеры можно уменьшать или увеличивать, сворачивать и разворачивать, производить быстрое переключение между программами, изменять масштабирование рабочей области и т. д. Кроме того, сами окна бывают основными и диалоговыми, что обеспечивает более тесное взаимодействие между программой и пользователем.
Элементы управления
И тут отдельно стоит остановиться на элементах управления. Главным элементом, если не учитывать планшетные ПК или смартфоны, а также сенсорные экраны, является курсор, при помощи которого можно перемещаться по всему интерфейсу, вызывать какие-то действия, производить изменение размеров и т. д.
Курсор «привязан» к мыши в стационарных ПК или к тачпаду в ноутбуках. В общих чертах курсор - это не только указывающий элемент. Например, при растяжении окон он меняет свой значок. Таким образом, даже по изменению состояния курсора всегда можно определить, какое именно действие производится или предполагается произвести в данный момент. Опять же, если на экране появляются песочные часы или вращающийся свидетельствует о том, что в данный момент происходит исполнение какого-то процесса и до завершения доступа к нему не будет.
Еще один управляющий элемент - экранная клавиатура, которая получила основное распространение на планшетах и смартфонах, когда подключение «железной» клавиатуры не предусмотрено.
Файлы и папки
Наконец, самым большим классом являются каталоги (директории, папки) и файлы, которые в совокупности образуют единую структуру, называемую файловой системой.
Файлы и папки с точки зрения компьютерной системы между собой не различаются, поскольку даже директории сами по себе являются файлами без расширения и также занимают определенное место на диске (причем для пустой папки может быть указан нулевой размер в файловом менеджере, но на самом деле это не так). Просто для удобства группирования сходных по каким-то признакам файлов и используется методика их объединения в один каталог.
В физическом плане, несмотря на то что некоторые файлы вроде бы присутствуют в какой-то директории, они могут располагаться в совершенно разных местах жесткого диска. Свойства объектов операционной системы этого типа определяются в первую очередь размером (занимаемым местом на жестком диске), местоположением в файловой структуре, типом и т. д.
И наверняка все знают, какие именно действия можно производить с обоими типами. Работа с объектами представленными в виде отдельных файлов или целых каталогов, сводится не только к простейшим операциям вроде копирования, удаления, переименования или перемещения. Для файлов, например, предусмотрен просмотр, редактирование, открытие в определенной программе (часто с возможностью самостоятельного выбора приложения) и многие другие действия.
Вместо итога
Но в целом это лишь краткий обзор основных объектов любой ОС. Заметьте, здесь мы не рассматривали организацию того же системного реестра только по той простой причине, что сегодня можно встретить и ОС, в которых он отсутствует как таковой (Linux), а структура ключей очень схожа с организацией файлов и папок. Собственно, и сами ключи являются файлами. Кстати сказать, приложения и программы - это тоже файлы или совокупность файлов, подлежащих выполнению средствами операционной системы.
Представления в жизни каждого человека играют свою роль – у одних людей преобладают зрительные представления, у других – слуховые, у третьих – двигательные представления. По той роли, которую играют представления, люди, отличаются друг от друга. В зависимости от преобладающего типа представлений они разделены на 4 группы. Помимо названных выше трех групп, есть группа лиц с представлениями смешанного типа.
Если прошлый перцептивный опыт лежит в основе представлений, то основная классификация представлений строится на основе классификации видов ощущения и восприятия. Исходя из этого, выделяют такие виды представлений:
- Зрительные представления;
- Слуховые представления;
- Двигательные представления;
- Осязательные представления;
- Обонятельные представления;
- Вкусовые представления;
- Температурные представления;
- Органические представления.
Это не единичный подход к классификации представлений, так, например, Б.М. Теплов считает, что классификацию представлений можно представить по таким признакам:
- По содержанию. В этом плане можно выделить представления математические, географические, технические, музыкальные и др.
- По степени обобщенности. Здесь можно говорить о частных и общих представлениях;
- По степени проявления волевых усилий – непроизвольные и произвольные представления. Классификация представлений по Б.М. Теплову показана на схеме.
Зрительные представления
В ряде случаев зрительные представления могут быть очень конкретными и передающими все видимые качества того или иного предмета – его цвет, форму, объем. Во всех остальных случаях зрительных представлений преобладать будет какое-то одно качество, а другие могут отсутствовать. Как правило, зрительные представления не имеют объемности и воспроизводятся в виде двухмерной картины, которая может быть как красочной, так и бесцветной. Зависит характер зрительных представлений от содержания и практической деятельности, в ходе которой они возникают.
Например, в процессе рисования у художников возникают яркие, детальные и устойчивые зрительные образы. Для того чтобы перенести этот зрительный образ на бумагу, необходимо представление, поэтому они могут накладываться на ощущения и совмещаться с ними. Художник совмещает воображаемый образ с листом бумаги.
Представление относят к познавательным психическим процессам, поэтому в образовательном плане оно играет большую роль. Усвоение любого материала связано со зрительными представлениями, например, на уроках географии школьник представляет ту природную зону или акваторию моря, о которых идет речь, на уроках физкультуры, представляет то действие, которое надо осуществить и др.
Зрительные образы памяти у людей, потерявших зрение в раннем возрасте, будут немногочисленны. Они отражают только те предметы и явления, которые вызвали у них сильные эмоциональные переживания.
Слуховые представления
К слуховым представлениям относятся речевые представления и музыкальные. Речевые представления включают фонетические и темброво-интонационные. Представления какого-либо слова без привязки к интонации, к звуковой окраске являются фонетическими представлениями. Здесь речь идет о представлении «слова вообще».
Представления темброво-интонационные, связаны с тембром голоса, с особенностями интонации какого-то конкретного человека. Представления этого рода очень важны для целого ряда профессий – актеры, учителя и др.
Такие слуховые представления, как музыкальные – это представление последовательности звуков, их соотношение между собой по высоте и длительности, по ритму. Безусловно, что музыкальное представление очень хорошо будет развито у композиторов и музыкантов, которые способны представить звучание целого оркестра инструментов.
Двигательные представления
К двигательным представлениям относятся образы движений разной степени сложности. Они всегда связаны с реальными ощущениями, тонусом мышц. Любое двигательное представление, как показали эксперименты, сопровождается сокращением мышц. Если, например, представить, что сгибаешь в локте руку, то приборы регистрируют сокращение, происходящее в бицепсах. Более того, даже мысленно произнесенное слово, приводит к сокращению в мышцах языка, губ, гортани. Получается, таким образом, что все тело человека является моделью самого себя.
Материальной основой двигательных представлений выступают слабые двигательные ощущения.
Двигательные представления можно разделить на группы:
- Представления о движении всего тела;
- Представления о движении отдельных частей. Как правило, эти представления являются результатом слияния двигательных ощущений со зрительными образами;
- Речевые двигательные представления. Эти представления есть результат слияния рече-двигательных ощущений со слуховыми образами слов.
Два первых вида по-другому называют зрительно-двигательными, третий вид – слухо-двигательным. Более сложными являются представления о движении всего тела, в сравнении с отдельными частями тела.
Все основные типы представлений в какой-то мере связаны друг с другом, поэтому деление их на классы и типы очень условно.
Пространственно-временные представления
В отдельную группу были выделены пространственно-временные представления. Это объясняется тем, что в них ясно представляются пространственная форма и размещение объектов, изменения формы и размещения во времени. При этом представлении объекты могут быть представлены схематично и бесцветно, поэтому понятие «зрительный образ» к ним неприменим. Назвать их можно «схематичные представления».
В основном эти представления являются зрительно-двигательными, в основе которых лежат зрительные и двигательные представления. Пространственно-временные представления характерны для шахматистов, которые просчитывают разные варианты развития партии. Характерны они также для тренеров футбольных команд, представляющих схемы атак и защиты при игре, водителей, оценивающих дорожную ситуацию.
При изучении физико-технических дисциплин пространственно-временные представления тоже очень важны. Физики-теоретики оперируют именно пространственно-временными представлениями. Различают плоские и трехмерные пространственные представления.
По степени обобщенности выделяют представления общие, отражающие свойства ряда сходных предметов и единичные, основанные на наблюдении одного предмета. По волевым усилиям они могут быть непроизвольные и произвольные. Классификация основных видов представлений показана на схеме.
Заполнить таблицу:
1. Запустить программу ПРОВОДНИК с помощью главного меню. Указать, какая папка открыта на левой панели ПРОВОДНИКА. | |
2. На правой панели ПРОВОДНИКА создать папку Эксперимент. | |
3. На левой панели развернуть папку Мои документы щелчком на значке узла «+». Убедиться в том, что на левой панели в папке Мои документы образовалась вложенная папка Эксперимент. | |
4. Открыть папку Эксперимент. Указать содержимое правой панели ПРОВОДНИКА. | |
5. Создать на правой панели ПРОВОДНИКА новую папку НОМЕР ГРУППЫ внутри папки Эксперимент. На левой панели убедиться в том, что рядом со значком папки Эксперимент образовался узел «+». О чем он свидетельствует? | |
6. На левой панели ПРОВОДНИКА разыскать папку TEMP, но не раскрывать её. | |
7. Методом перетаскивания переместить папку Эксперимент с правой панели ПРОВОДНИКА на левую - в папку TEMP. | |
8. На левой панели ПРОВОДНИКА открыть папку TEMP. На правой панели убедиться в наличии в ней папки Эксперимент. | |
9. Разыскать на левой панели ПРОВОДНИКА Корзину и перетащить папку Эксперимент на её значок. |
Задание №7. Сделать вывод о проделанной лабораторной работе:
Контрольные вопросы
Список используемой литературы
36. Кузнецов А.А. и др. Информатика, тестовые задания. – М., 2006.
37. Михеева Е.В. Практикум по информации: учеб. пособие. – М., 2004.
38. Михеева Е.В., Титова О.И. Информатика: учебник. – М., 2005.
39. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. Учебник 10-11 кл. – М., 2007.
40. Угринович Н.Д. и др. Практикум по информатике и информационным технологиям 10–11 кл. – М., 2002.
41. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник 10–11 кл. – М., 2002.
42. Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» 7–11 классы. – М., 2005.
Основные объекты и приемы управления WINDOWS
Современный Windows - это операционная система, управляющая работой персонального компьютера. Windows имеет удобный графический пользовательский интерфейс. В отличие от старой операционной системы DOS с текстовым интерфейсом, Windows не требует знания команд операционной системы и их точного ввода с клавиатуры. Подавляющее большинство операций по управлению работой персонального компьютера выполняются манипулятором мышь над графическими объектами Windows, либо короткими комбинациями клавиш (горячими клавишами) на клавиатуре.
Пользовательский интерфейс
– это методы и средства взаимодействия человека с аппаратными и программными средствами компьютера.
Стартовый экран Windows представляет собой системный объект, называемый рабочим столом.
Рабочий стол - это графическая среда, на которой отображаются объекты и элементы управления Windows. На рабочем столе можно видеть значки (пиктограммы), ярлыки и панель задач (основной элемент управления). При запуске Windows на рабочем столе присутствуют, как минимум, три значка: Мой компьютер, Сетевое окружение, Корзина . На рабочем столе могут быть расположены и другие значки. Его можно использовать и как временное хранилище своих файлов, но по окончании работы в учебном классе они должны быть либо удалены, либо перемещены в собственные папки.
Значки являются графическим изображением объектов и позволяют управлять ими. Значок - это графическое представление объекта в свернутом виде, соответствующее папке, программе, документу, сетевому устройству или компьютеру. Значки, как правило имеют метки - надписи, которые располагаются под ними. Щелчок левой кнопкой мыши по значку позволяет выделить его, а двойной щелчок – открыть (запустить) соответствующее этому значку приложение.
Ярлык является указателем на объект. Ярлык – это специальный файл, в котором содержится ссылка на представленный им объект (информация о месте расположения объекта на жестком диске). Двойной щелчок мыши по ярлыку позволяет запустить (открыть) представляемый им объект. При его удалении сам объект не стирается, в отличие от удаления значка. Достоинство ярлыков в том, что они обеспечивают быстрый доступ к объекту из любой папки, не расходуя на это памяти. Отличить ярлык от значка можно по маленькой стрелке в левом нижнем углу пиктограммы.
Панель задач является инструментом для переключения между открытыми папками или приложениями. В левой части панели задач расположена кнопка "Пуск"; в правой - панель индикации. На самой панели изображаются все открытые в данный момент объекты.
Кнопка "Пуск" открывает Главное меню . С его помощью можно запустить все программы, зарегистрированные в операционной системе, получить доступ ко всем средствам настройки операционной системы, к поисковой и справочной системам и другим функциям.
Центральным понятием Windows является окно. Окно – структурный и управляющий элемент пользовательского интерфейса, представляющий собой ограниченную рамкой прямоугольную область экрана, в которой может отображаться приложение, документ или сообщение.
Выше на рисунке показан рабочий стол Windows с открытым Главным меню, окном текстового процессора Word, значками и ярлыками и некоторыми свернутыми на панели задач документами.
Из других понятий Windows следует отметить понятия каталога и папки.
Каталог – поименованная группа файлов, объединенных по какому-либо признаку.
Папка
– понятие, которое используется в Windows вместо понятия
каталог в более ранних операционных системах. Понятие папка имеет
расширенное толкование, так как наряду с обычными каталогами папки
представляют и такие объекты, как Мой компьютер, Проводник, Принтер,
Модем и др.
Структура окна папки
Типовое окно папки показано на рисунке.
Окно содержит следующие обязательные элементы.
- Строка заголовка - в ней написано название папки. Служит для перетаскивания окна.
- Системный значок . Открывает служебное меню, с помощью которого можно управлять размером и расположением окна.
- Кнопки управления размером : разворачивающая (восстанавливающая), сворачивающая, закрывающая.
- Строка меню (ниспадающее меню). Гарантированно предоставляет доступ ко всем командам данного окна.
- Панель инструментов . Содержит командные кнопки для выполнения наиболее часто встречающихся операций. Часто пользователь может сам настраивать эту панель размещая на ней необходимые кнопки.
- Адресная строка . В ней указан путь доступа к текущей папке. Позволяет быстро перейти к другим разделам файловой структуры.
- Рабочая область . Отображает значки объектов, хранящихся в папке, причем способом отображения можно управлять.
- Полосы прокрутки – позволяют прокручивать содержимое окна в горизонтальном или вертикальном направлении если информация не умещается в окне.
- Строка состояния . Выводит дополнительную информацию об объектах в окне.
Файловая система персонального компьютера
Файловая система обеспечивает хранение и доступ к файлам на диске. Принцип организации файловой системы - табличный. Поверхность диска рассматривается как трехмерная матрица, измерениями которой являются номера поверхности, цилиндра и сектора. Под цилиндром подразумевается совокупность всех дорожек, принадлежащих разным поверхностям и равноудаленных от оси вращения. Данные о том, в каком месте записан тот или иной файл, хранятся в системной области диска в специальной таблице размещения файлов (FAT-таблица ). FAT-таблица хранится в двух экземплярах, идентичность которых контролируется операционной системой.
ОС MS-DOS, OS/2, Windows-95/NT реализуют 16-разрядные поля в FAT-таблицах. Такая система называлась FAT-16. Такая система позволяет разместить не более 65536 записей о местоположении единиц хранения данных. Наименьшей единицей хранения данных является сектор . Размер сектора равен 512 байтам. Группы секторов условно объединяют в кластеры , которые являются наименьшей единицей адресации к данным. Размер кластера зависит от емкости диска: в Fat-16 для дисков от 1 до 2 Гбайт 1 кластер занимает 64 сектора или 32 Кбайта. Это нерационально, поскольку даже маленький файл занимает 1 кластер. У больших файлов, занимающих несколько кластеров, в конце образуется незаполненный кластер. Поэтому потери емкости для дисков в системе FAT-16 могут быть очень велики. С дисками свыше 2,1 Гбайт FAT-16 вообще не работает.
В Windows 98 и старших версиях реализована более совершенная файловая система - FAT-32 с 32-разрядными полями в таблице размещения файлов. Она обеспечивает маленький размер кластера для дисков большой емкости. Например, для диска до 8 Гбайт 1 кластер занимает 8 секторов (4 Кбайта).
Файл - это именованная последовательность байтов произвольной длины. До появления Windows-95 общепринятой схемой именования файлов была схема 8.3 (короткое имя) – 8 символов собственно имя файла, 3 символа – расширение его имени. Недостаток коротких имен - их низкая содержательность. Начиная с Windows-95 введено понятие длинного имени (до 256 символов). Оно может содержать любые символы, кроме девяти специальных: \ / : * ? " < > |.
Расширением имени считаются все символы после последней точки. В современных операционных ситемах расширение имени несет для системы важную информацию о типе файла. Типы файлов регистрируются и связывают файл с открывающей его программой. Например файл MyText.doc будет открыт текстовым процессором Word, поскольку расширение.doc обычно связывается именно с этим приложением. Обычно, если файл не связан ни с какой открывающей программой, то на его значке обозначен флаг - логотип Microsoft Windows, а открывающую программу пользователь может указать сам, выбрав ее из предоставленного ОС списка.
Логически структура файлов организована по иерархическому принципу: папки более низких уровней вкладываются в папки более высоких уровней. Верхним уровнем вложенности является корневой каталог диска. Термины "папка" и "каталог" равнозначны. Каждому каталогу файлов на диске соответствует одноименная папка операционной системы. Однако, понятие папки несколько шире. Так в Windows-95 существуют специальные папки, осуществляющие удобный доступ к программам, но которым не соответствует ни один каталог диска.
Атрибуты файлов - это параметры, определяющие некоторые свойства файлов. Для получения доступа к атрибутам файла, следует щелкнуть правой кнопкой мыши по его значку и выбрать меню Свойства. Основных атрибутов 4: "Только для чтения", "Скрытый", "Системный", Архивный". Атрибут "Только для чтения" предполагает, что файл не предназначен для внесения изменений. Атрибут "Скрытый" говорит о том, что данный файл не следует отображать на экране при проведении файловых операций. Атрибутом "Системный" помечаются наиболее важные файлы ОС (как правило они имеют и атрибут "Скрытый"). Атрибут "Архивный" связан с резервным копированием файлов и особого значения не имеет.
Операции с файлами и папками
Копирование и перемещение
1 способ. Разместить на рабочем столе два окна: источник и приемник копирования. Выделить в окне-источнике необходимые значки. Несколько значков выделяются при нажатой клавише Ctrl. Перетащить мышью выделенные значки в окно-приемник, указав на любой из выделенных значков. При одновременно нажатой клавише Ctrl происходит копирование, без нее - перемещение элементов (при условии, что папки находятся на одном диске).
2 способ . Выделить копируемые элементы. Выбрать меню Правка/Копировать (Вырезать). При выборе "Вырезать" произойдет перемещение. Открыть папку-приемник. Выбрать меню Правка/Вставить.
Удаление файлов и папок
Удаление файлов выполняется выбором элементов и нажатием клавиши Delete. При этом отмеченные элементы перемещаются в специальную папку - Корзину. При очистке корзины происходит уничтожение файлов. Существует еще операция стирания файлов, когда специальными служебными программами кластеры, в которых содержались стираемые файлы, заполняются случайными данными.
Групповые операции с файлами
Если требуется выполнить операцию копирования или удаления с большим количеством файлов одновременно, то выделять их удерживая Ctrl не очень удобно. Можно выделить целую группу подряд идущих значков, щелкнув по первому их них и при нажатой клавише Shift - по последнему. Однако, в этом случае требуется определенным образом упорядочить значки. Для этого следует открыть папку с файлами и обратиться к меню Вид/Упорядочить значки. Существует 4 способа упорядочивания значков в папке: по имени, по типу, по размеру, по дате. Например, необходимо скопировать все файлы с расширением.txt. В этом случае следует упорядочить значки по типу, после чего все файлы типа.txt будут сгруппированы вместе и использовать клавишу Shift для их выделения. Аналогичный прием применяется для выделения "старых" файлов (упорядочение по дате), "маленьких" (упорядочение по размеру) и в других стандартных ситуациях.
Если в окне не показана полная информация о файлах (расширение, объем и дата создания), следует обратиться к меню окна папки Вид/Таблица и в окне будут выведены все характеристики файлов.
Переименование файлов и папок.
Переименование файла или папки выполняется либо через меню Переименовать, вызываемого щелчком правой кнопки мыши на соответствующем значке, либо щелчком по имени выделенного значка.
Замечание . Удаление или переименование невозможно, если указанный файл уже открыт каким-либо приложением.
Работа с буфером обмена
ОС Windows создает и обслуживает специальную область памяти, называемую буфером обмена. Буфер обмена служит для обмена данными между приложениями Windows. Описанный выше второй способ копирования предполагает использование буфера обмена.
В меню Правка для операций с буфером обмена используются пункты Копировать, Вырезать и Вставить. Первые два помещают в буфер обмена объект, последний - копирует из буфера обмена. Если объект (часть текста, рисунок и т.д.) не выделен, то первые два пункта будут не активны. Если буфер обмена пуст, то не будет активен и третий пункт.
Операции с буфером обмена выполняются очень часто, поэтому на панель инструментов окна помещаются кнопки быстрого доступа.
Самый быстрый способ работы с буфером обмена - использование комбинаций клавиш: Ctrl+C - копировать; Ctrl+X - вырезать; Ctrl + V - вставить.
Контрольные вопросы
- Что такое пользовательский интерфейс Windows?
- Перечислите основные элементы пользовательского интерфейса. Каково их назначение?
- Что представляет собой объект Windows Рабочий стол?
- Что такое панель задач? Для чего она предназначена?
- Что такое значок и каково его назначение?
- Что такое ярлык? Каково его назначение? В чем его отличие от значка?
- Какие операции с соответствующим объектом позволяют выполнять значок и ярлык? Как они выполняются?
- Что собой представляет объект Мой компьютер? Каковы его возможности?
- Каково назначение кнопки Пуск?
- Как получить доступ к Главному меню Windows? Какие возможности предоставляет Главное меню?
- Какова структура окна папки? Каково назначение элементов этого окна?
- Каково назначение файловой системы?
- Каков принцип организации файловой системы?
- Что такое таблица размещения файлов (FAT)? Для чего она предназначена? Охарактеризуйте способы реализации FAT.
- Что такое сектор?
- Что представляет собой кластер? От чего зависит его размер? Сравните 16-разрядную и 32-разрядную FAT.
- Что называется файлом?
- Как записывается короткое имя файла? Каков недостаток такой записи?
- По каким правилам записывается длинное имя файла?
- Что такое расширение имени файла? Как оно используется ОС?
- Опишите логическую структуру файла.
- Какие свойства задают атрибуты файлов? Как получить к ним доступ?
- Перечислите основные операции с файлами и папками и опишите способы их реализации.
- Что называется буфером обмена? Для чего он используется?
- Как получить доступ к буферу обмена? Какие команды меню предназначены для работы с буфером? Опишите их.
- Каков самый быстрый способ работы с буфером обмена?